В мирном городе появилась мафия, и жители больше не могут спать спокойно. Чтобы спастись, им необходимо выяснить, кто из жителей является мафией, и избавиться от всех мафиозийи. Если этого не сделать, то мафия захватит город, а жители будут разорены.
Игра делится на два периода: день и ночь. В дневном периоде в обсуждениях участвуют все игроки, а ночью все "засыпают" (надевают маски). По команде ведущего каждый персонаж "просыпается" ночью и выполняет свою роль. Роли распределяются с помощью карт, которые раздаются в начале игры. Ролей, как и правил мафии, много, и в каждом конкретном случае ведущий поможет вам разобраться в них.
Мафия:
Цель мафии - истребить всех граждан или, по крайней мере, остаться с прежним составом своей преступной команды. Днем мафия притворяется честными гражданами, а ночью осторожно просыпается и выбирает жертв для "смертельной стрельбы".
Ночью представители мафии могут общаться только жестами, так что другие игроки их не слышат. Представитель мафии показывает номер выбранной жертвы ведущему и засыпает. После ночи начинаются дневные обсуждения. Публика пытается выяснить, кто мафия, а мафия прикидывается честными горожанами и старательно склоняет горожан голосовать против невиновных. В дискуссиях могут использоваться провокации, интуиция, логические аргументы и другие приемы, позволяющие выявить истинные намерения собеседников.
Чем активнее дискуссия, тем больше шансов у горожан разоблачить преступников и спасти город. По окончании дневного обсуждения каждому игроку дается одна минута для выступления. Они могут рассказать о своих подозрениях, попытаться оправдаться или, если хотят, поставить на голосование других игроков. После того как все высказались, проводится голосование, которое определяет, останется ли проголосовавший игрок в игре или покинет город.
Мирные жители:
Таких игроков большинство, но они не знают, кто есть кто на самом деле. Мирные горожане не просыпаются по ночам, они участвуют только в дневных дискуссиях и пытаются выяснить, кто мафия.
Комиссар или Детектив:
Представитель мирного города. Он просыпается носчью в свой ход и проверяет, не является ли кто-либо из игроков мафией. Комиссар не может стрелять и только получает ответ от ведущего (жестами), является ли игрок мафиози или нет. Если комиссар обнаруживает мафиози, он должен убедить город изгнать игрока до конца дня, не раскрывая своей роли.
Доктор:
Этот игрок обладает способностью спасать жителей города. Каждой ночью доктор пытается угадать, в кого стреляла мафия, и указывает на этого игрока ведущему. Если доктор угадал и «вылечил» жертву мафии, город просыпается без потерь (или с меньшими потерями). Доктор не может лечить одного и того же игрока две ночи подряд.
Маньяк:
Маньяк- это одиночный стрелок, который играет сам за себя. Его цель - остаться в игре любой ценой. Безумец просыпается ночью и выбирает себе жертву. Жертвой может стать любой человек - гражданин, член мафии или любой другой представитель серого лагеря.
Любовница или красотка:
Этот персонаж ночью блокирует действия других ролей. Госпожа случайным образом обращается к одному из игроков (указывает ведущему), и если у этого игрока есть активная роль (например, доктор, макньяк, журналист), то он не сможет играть эту роль в эту ночь. Доктор не сможет лечить, маньяк не сможет стрелять, а журналист не сможет проверять. Основная задача любовницы - подрывать деятельность членов красного лагеря, таких как комиссар и доктор, против мафии. Также, как и доктор, любовница не может указывать на одного и того же игрока две ночи подряд.
Шериф:
Может проверить документы, а может и убить на свой выбор. Если шериф стреляет в мирного жителя, то утром этот игрок выходит из игры как жертва мафии или маньяка.
Журналист:
Просыпается ночью и проверяет любых двух игроков на принадлежность к одному или к разным лагерям. Журналист показывает ведущему два номера, и тот жестами отвечает ему, в одной или в разных командах находятся выбранные игроки. При этом цвет команд не называется. Например, если журналист показал на доктора и дона мафии, то ведущий ответит, что они принадлежат к разным лагерям. Если на комиссара и мирного жителя то к одному. Представители серого лагеря всегда будут находиться в разных командах с другими персонажами.
Повеса:
Обычный мирный горожанин. Забирает с собой любого игрока, который поднял руку при дневном голосоавании.
Адвокат:
Проснувшись среди ночи, адвокат предоставляет "алиби" одному из игроков. Например, если адвокат ночью указывает на маньяка, а днем большинство голосует против этого игрока, ведущий объявляет, что этот игрок обладает иммунитетом и поэтому не будет казнен. Ведущий раскрывает эту информацию только после голосования. В результате этот человек остается в игре, а город проходит через ночь без дневной казни. Настоящая роль игрока с иммунитетом не раскрывается.
Помимо объяснения того, как играть в "Мафию", ведущий смотрит за ходом игры, следит за развитием сюжета и поддерживает дисциплину, которая является важным элементом игрового процесса. Например, во время личных высказываний каждого игрока другие участники не должны нарушать тишину или бурно жестикулировать.
Кроме того, именно ведущий закладывает фундамент того «города», жителями которого вы хотите оказаться, и обеспечивает ваше плавное погружение в атмосферу игры.
Количество и состав ролей в игре может меняться в зависимости от количества игроков.